Тьютор - кто это?
Многие путают тьютора с учителем, но это не совсем правильно, потому как у этих специалистов хоть и схожие направления деятельности, но цели разные. Куратор служит связующим звеном между преподавателем и учеником, главная его цель – сопровождение и качественное обеспечение индивидуального обучения детей. Тьютор может помочь решить организационные вопросы, проконтролировать расписание, психологически настроить подопечного на продуктивную работу.
Тьютор (англ. tutor – наставник, опекун; лат. tueor – наблюдаю, забочусь) - новая специальность в нашем образовании.
Тьюторство – практика, ориентированная на построение и реализацию персональной образовательной стратегии, учитывающей: личный потенциал человека, образовательную и социальную инфраструктуру и задачи основной деятельности. Тьюторское сопровождение заключается в организации образовательного движения ребёнка, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями. Тьютор на первых этапах обучения выступает в роли проводника ребёнка в образовательное пространство школы. Тьютор – это наставник, посредник, человек, который научит самостоятельно решать проблемы (переводить их в задачи).
Цель деятельности тьютора заключается в успешном включении ребенка с ОВЗ в среду общеобразовательного учреждения. Для реализации этой цели необходимо решение множества задач.
1. Создание комфортных условий для нахождения в школе: конкретная помощь и организация доступа в школу, в класс; организация рабочего места, места отдыха и других мест, где бывает ребенок с ОВЗ; особый режим, временная организация образовательной среды в соответствии с реальными возможностями ребенка. Работа с педагогическим коллективом, родителями, учениками с целью создания единой психологически комфортной образовательной среды.
2. Социализация - включение ребенка в среду сверстников, в жизнь класса, школы, формирования положительных межличностных отношений в коллективе.
3. Помощь в усвоении соответствующих общеобразовательных программ, преодоление затруднений в обучении. При необходимости адаптация программы и учебного материала, с опорой на зоны ближайшего развития ребенка, его ресурсы, учитывая индивидуальные физические, психические особенности.
4. Организация, при необходимости, сопровождения другими специалистами. Обеспечение преемственности и последовательности разных специалистов в работе с ребенком.
Основные направления работы тьютора в организации условий для формирования гармоничных отношений подопечного с социумом школы
Тьютор и подопечный: тьютор формирует доверительные и эмоционально насыщенные отношения с подопечным, в начале работы становится «проводником», защитником, выразителем желаний и вместе с тем – организующей и гармонизирующей силой; следит за состоянием ребенка – эмоциональным (помогает разрешить конфликтные ситуации, успокаивает, воодушевляет и т.п.) и физическим (если подопечному нужно отдохнуть – может вывести его из класса в игровую комнату; следит, чтобы ребенок не был голоден, при необходимости напоминает о посещении туалетаи отводит туда ребенка); координирует общую деятельность ученика, дозирует учебную нагрузку.
Тьютор и учитель (учителя) класса: тьютор обсуждает с учителем: цели и задачи своей работы; возможные трудности (посторонний шум во время переговоров тьютора и подопечного), уходы с урока и возвращение, особенности характера и специфику поведенческих проявлений ребенка; каким образом наиболее эффективно выстроить взаимодействие в тройке: ребенок – учитель – тьютор.
Тьютор и другие дети: тьютор следит за тем, что происходит в детском коллективе – о чем дети говорят, во что играют; объясняет детям, как общаться с их одноклассником; если тема разговора касается особенностей подопечного – отвечает на вопросы.
Тьютор и родители: тьютор рассказывает родителям подопечного о том, как прошел день, что удалось, какие были трудности; отвечает на вопросы родителей.
Картина взаимоотношений ребенка с особенностями развития
в школьной системе и роль тьютора в этом процессе.
Ребенок с ОВЗ и учитель
|
Для этого тьютор:
|
Ребенок слушает учителя и выполняет его инструкции
|
привлекает внимание ребенка к учителю: «Смотри на ….. (имя учителя), слушай…»;
«Смотри на доску»;
«Возьми ручку, пиши»;
«Открывай учебник»;
«Открывай дневник» и т.п.
|
Ребенок с ОВЗ и тьютор
|
Для этого тьютор:
|
Ребенок выполняет рекомендации тьютора
|
следит за организацией рабочего пространства ученика;
соотносит задания учителя с возможностями ученика;
если ребенок не успевает полностью выполнить задание - определяет нужный момент, когда следует остановиться и переключиться на новое задание;
если общее задание для всех детей сложно для понимания ребенка, то продолжает с подопечным работу по предыдущему заданию.
|
Ребенок с ОВЗ и другие ученики
|
Для этого тьютор:
|
Ребенок по своей инициативе общается с ними, отвечает на обращение других учеников к нему
|
наблюдает за контекстом общения детей и в соответствующие моменты подключает к общению подопечного.
Например, сосед по парте просит у ребенка ластик, а тот не реагирует. Тьютор организует диалог учеников: «Дай, пожалуйста, ластик» – «На» – «Спасибо… На, возьми обратно».
|
Ребенок с ОВЗ и родители
|
Для этого тьютор:
|
Ребенок перед началом уроков прощается с родителями,
после уроков – встречает родителей и прощается с тьютором
|
помогает подопечному в общении со своими родителями в условиях школы – помогает рассказать, что было в школе, познакомить с их с друзьями и т.п. Ребенок может обменяться несколькими фразами и с родителями других детей.
|
Тьюторское сопровождение детей с ограниченными
возможностями
Под понятием тьюторское
сопровождение понимается деятельность человека, получившего специальное
образование, направленная на помощь в обучении с применением индивидуального
подхода. Иными словами – это специалист, который собственными силами
обеспечивает процесс взаимодействия учащегося с учителем, помогая ему
преодолеть как педагогические, так и психологические «барьеры». Часто
встречаются примеры, когда с трудным ребёнком не хотят заниматься и
взаимодействовать учителя, однако и он имеет на это все права, просто даётся
такому ребёнку процесс обучения сложнее, чем его сверстникам. Именно в таких
ситуациях тьютор выступает как связующее звено между учеником и его педагогом,
зачастую помогая ему открыть в себе новые таланты и расширять собственные
возможности.
Каким должен быть тьютор
Тьюторское
сопровождение – это трудоёмкая работа. Какими качествами и навыками необходимо
обладать для её осуществления? Немаловажную роль играет именно психологическая
готовность человека к данному процессу, необходимо иметь специальные
педагогические навыки и обладать сдержанным и дружелюбным характером. Тьютор
может сопровождать как одного ребёнка, так и целую группу детей. И для каждого
из них необходимо находить время, подход, налаживать взаимосвязь. К сожалению,
на сегодняшний день в России не имеется специальных учебных учреждений, где
возможно выучиться такой профессии. Однако пытаются создавать кафедры и
факультеты с уклоном к тьюторскому сопровождению, проводятся курсы обучения.
Нужны ли тьюторы в системе
образования
Тьюторское
сопровождение вызывает споры в системе образования. Нужно ли оно вообще?
Неужели учителя и сами не справятся без подобной помощи? Эти вопросы очень
актуальны на настоящий момент. Рассмотрим их подробнее.
Не стоит
скрывать, что во времена наших мам и пап, бабушек и дедушек педагоги были более
эмоционально сдержанны, не позволяли себе разговаривать с учениками на высоких
тонах, а некоторые и вовсе обладали потрясающей выдержкой. В наше же время
педагоги порой проявляют невероятную грубость по отношению к своим подопечным.
Как в таких условиях ребёнку воспринимать учебный материал и вообще иметь
желание учиться? Тьюторское сопровождение показывает абсолютно новый
педагогический подход, где ребёнок может обращаться к своему наставнику как к
товарищу, задавать вопросы и не бояться, что его проигнорируют или проявят в
отношении его грубость. Скажите, нужен ли такой уникальный подход? Думаем,
ответ очевиден.
Без ограничений в обучении
В подобной
помощи очень нуждаются особенные категории детей. В качестве примера можно
привести тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Это дети с различными
ограниченными возможностями здоровья: умственно отсталые, с задержкой развития,
с нарушением речи, с диагнозом ДЦП и т. д.
Нетрудно
представить, как таким детям даётся обучение. Тьюторское сопровождение поможет
таким ученикам в общем процессе обучения, специалисты подскажут, как им
взаимодействовать со своими сверстниками, как получать знания и закреплять их.
Главнейшая задача – не позволить этим детям чувствовать себя неполноценными или
ограниченными. Здесь требуется не только педагогическая и методическая помощь,
но и психологическая поддержка.
Целесообразность тьюторства
Наверное, люди
разделятся на два типа: те, кто считает подобный процесс в обучении
целесообразным, и те, кто не видит в нём особой нужды. Однако тьюторское
сопровождение не просто помогает детям учиться и получать знания, но и
показывает, что этот процесс может быть интересным. Дети – это ещё маленькие
люди, которые самостоятельно не могут научиться толерантности, принятию не
таких, как они. Бытует мнение, что детская жестокость не знает границ. Но
данная жестокость рождается не от злости, а от незнания. Тьюторское
сопровождение подразумевает общение с одноклассниками своего подопечного.
Наставник объясняет и разъясняет проблему, указывая не на слабые стороны, а
подчёркивая сильные. Лишь зная особенности ребёнка, можно уверенно выбирать
модель индивидуального обучения, которая так необходима детям с ограниченными
возможностями здоровья.
Под понятием тьюторское сопровождение понимается деятельность человека, получившего специальное образование, направленная на помощь в обучении с применением индивидуального подхода. Иными словами – это специалист, который собственными силами обеспечивает процесс взаимодействия учащегося с учителем, помогая ему преодолеть как педагогические, так и психологические «барьеры». Часто встречаются примеры, когда с трудным ребёнком не хотят заниматься и взаимодействовать учителя, однако и он имеет на это все права, просто даётся такому ребёнку процесс обучения сложнее, чем его сверстникам. Именно в таких ситуациях тьютор выступает как связующее звено между учеником и его педагогом, зачастую помогая ему открыть в себе новые таланты и расширять собственные возможности.
Каким должен быть тьютор
Нужны ли тьюторы в системе образования
Без ограничений в обучении
Целесообразность тьюторства
Комментариев нет:
Отправить комментарий